Осталось только на фотографиях

Оттлие, Б.Ф. Осталось только на фотографиях: [фотоальбом] / Б. Оттлие; [вступ. ст. и сост. Е.П. Бронникова, Е.П. Овсянкин; пер. С.В. Череватая]; Арханг. краевед. музей. – Архангельск: Архангельский краеведческий музей, 2011. (Архангельский Север в фотографиях; вып. 8).

Плата за снимок

В апреле 1930 года перед судом тройки ОГПУ Северного края предстали архангельские фотографы Борис Федорович Оттлие, Анастасия Родионовна Павлова и гражданка Елизавета Валериановна Синцова. Все трое обвинялись в агитации против Советской власти, распространении слухов о гонениях в СССР на религию. Суть дела была предельно проста.

Известный в городе фотограф Борис Оттлие получил от Архангельского краеведческого музея задание: сделать снимки внутреннего и внешнего вида Троицкого кафедрального собора, предназначенного к «разборке», а проще говоря — к уничтожению.

Мастер ревностно выполнил заказ, сделав более сорока снимков. Но опытный профессионал, хорошо понимая значение события, явно «перестарался»: он запечатлел не только внутреннее убранство храма, но и процесс его крушения. При помощи своей громоздкой, неуклюжей камеры с тяжелым треножником он решил зафиксировать для потомков поразительную картину: один из куполов, оторвавшись от основания, как бы застыл в воздухе перед своим падением на землю…

Можно лишь вообразить, какие чувства испытывали архангелогородцы, наблюдавшие варварское разрушение великолепных по красоте куполов старинного храма и превращение их в груду искореженного железа, битого кирпича и поломанных досок.

Коллеги Бориса Федоровича по достоинству оценили редкую профессиональную удачу мастера. Владелица небольшой фотомастерской Анастасия Павлова упросила Оттлие дать ей десять негативов для печатания снимков, часть из которых она продала населению.

И вскоре фотоснимки, изображавшие уничтожение собора, «пошли гулять» по городу. И, конечно, не могли миновать всевидящее око ГПУ…

Во время обыска у 63-летней вдовы священника Елизаветы Синцовой было изъято несколько снимков разрушенной церкви. Старухе предъявили обвинение в том, что она ходила по знакомым и этими снимками высказывала свое возмущение «издевательством Советской власти над религией».

Дорого обошлась архангельскому фотомастеру попытка запечатлеть событие для истории. «За клевету на Советскую власть» он получил пятилетний срок пребывания в исправительно-трудовых лагерях. А проходившие по делу А. Павлова и Е. Синцова — по три года.
Я долго и безуспешно искал в архивах этот снимок. И вот недавно, работая в областном краеведческом музее, спросил: «А нет ли у вас снимков Бориса Оттлие?» Сотрудница музея Евгения Петровна Бронникова принесла мне целую папку его фотографий. И первое, что я увидел, был падающий купол Троицкого собора…

Евгений Овсянкин

Волна. 10 Марта 1994 г.


Retribution for a photograph

In April 1930 the three Arkhangelsk photographers — Boris Fyodorovich Ottlie, Anastasia Rodionovna Pavlova and madam Elizaveta Valerianovna Sintsova — stood the «troika» trial of the Northern region OGPU .

All of them were accused of agitation against Soviet rule and spreading of rumours about religious persecution in the USSR.

The heart of the matter was simple.

A well-known in the city photographer Boris Ottlie received a task from the Arkhangelsk Museum of Local Lore to take iterior and exterior photos of the Trinity Cathedral intended for «dimantling», simply said, for destruction.

Master did his utmost to take more than forty shots. But understanding the importance of the event the experienced professional obviously tried too hard. Not only had he photographed the interior of the cathedral, but the process of its destruction.

Using his bulky camera with a heavy tripod stand he decided to hand down a startling scene to his ancestors. Having come off the base it looked like one of the cupolas freezed in the air before falling down to the ground…

One can only imagine the feelings of the Arkhangelsk citizens who witnessed the destruction of beautiful cupolas of the old cathedral and their reduction to brash, scrap brick and broken wood boards.

Ottlie’s colleagues appreciated his great piece of professional luck at its true value. The owner of a small photo studio Anastasia Pavlova had persuaded Ottlie to give her ten negatives to print photos, a part of which she sold to the citizens.

Thus the photos, depicting the cathedral’s destruction and were spread around the city. And certainly could not but escape the all-seeing eye of GPU…

During the search of a 63-year old priest’s widow Elizaveta Sintsova several photos of the destroyed church were confiscated. The old lady was accused of spreading these photos among her acquaintances and protesting against «the humiliation of religion by Soviet rule».

Arkhangelsk photographer paid dear for his attempt to make the event into history. He got a five year term at a work camp «for libel against Soviet rule», while Pavlova and Sintsova, targeted in the investigation, got a three year term each.

I had been long searching the archives for this photo with no success. Until not long ago I was in the Arkhangelsk Museum of Local Lore and I asked: «Do you have photos by Boris Ottlie?»

The museum worker Evgenia Petrovna Bronnikova brought me a whole file with his photographs. The first thing I saw was the falling cupola of the Trinity cathedral…

Evgeny Ovsyankin

Volna. March 10, 1994