В эти дни на экранах Архангельска и области демонстрируется новый художественный фильм «Белый снег России». Он рассказывает о трагической судьбе гениального русского шахматиста Александра Алехина. В основу фильма положен роман «Белые и черные», написанный гроссмейстером Александром Котовым.
Яркий представитель чигоринской шахматной школы, А. Алехин дважды завоевывал звание чемпиона мира — в 1927—35 и в 1937—46 годах. За свою жизнь Алехин немало поездил по стране и миру. Но мало кто знает, что 62 года тому назад, в начале своей шахматной карьеры, А. Алехин посетил наш город.
«В Архангельск, — сообщала 26 (13) мая 1918 года одна из архангельских газет, — прибыл из Москвы знаменитый шахматист А. А. Алехин, принимавший участие в интересном матче, в котором участвовали Э. Ласкер и Х.-Р. Капабланка,
Во вторник 20 мая (по новому стилю) А. Алехин играл в местном шахматном клубе одновременно с 17 соперниками, которых он всех весьма быстро обыграл, за исключением Н.И. Кутузова, едва не сведшего игру вничью». Далее газета сообщала, что в воскресенье, 2 июня, союз городских служащих устроил в местном клубе новое состязание архангельских шахматистов с А. Алехиным. Причем количество противников знаменитого шахматиста при этом не ограничивалось, каждый из них мог иметь до пяти консультантов.
Несколько времена спустя газеты информировали о выступлениях Алехина с лекциями о шахматной игре и о втором, матче, в ходе которого, имея перед собой 31 соперника. 29 партий будущий чемпионом мира выиграл и две свел в ничью.
Первый на Севере народный артист СССР, почетный гражданин города, старейший мастер архангельской сцены, работающий на ней уже около полувека, Сергей Николаевич Плотников — любимейший, популярнейший актер Архангельска. Однако его известность давно перешагнула границы области. Зрителям всей страны запомнились его кинороли в фильмах «Верьте мне, люди!», «Щит и меч», «Прощайте голуби!», «Верой и правдой» сия молодая». Плотников сыграл в кино более тридцати ролей, и чаще всего его героями были простые советские люди, за грубоватой ликом внешностью которых скрывались душевность, принципиальность, глубокая человечность. Нельзя не позавидовать театральной биографии известного артиста — на сцене им сыграно около двухсот ролей. Пожалуй, нельзя назвать ни одного крупного драматурга, в пьесах которого не играл бы Сергей Николаевич. Юсов, Дикой, Крутицкий и Восмибратов в пьесах А. Н. Островского, чеховские Вершинин, Лопахин и Астров, Парфен Рогожин из «Идиота» Ф. М. Достоевского, Лаврецкий в «Дворянском гнезде» И. С. Тургенева. Главная роль в «Отелло». В советском репертуаре — герои почти всех пьес А. Б. Корнейчука, Сатин, Егор Булычов, Антипа Зыков и Тетерев в пьесах А. М. Горького, Нагульнов из «Поднятой целины», Валько в «Молодой гвардии» Роман Кошкин в «Любови Яровой», В спектакле по пьесе М. Шатрова «Именем революции» Плотников сыграл Ф. Э. Дзержинского, в «Великом переломе» Б. Чирскова — скрывались командарма Муравьева.
Герои Плотникова не стареют с годами, через всю жизнь проносят юношеский максимализм, верность высоким нравственным идеалам. Цельность бескомпромиссность, требовательность к себе и другим делают многих героев Плотникова не слишком удобными для обыденной жизни для общения с теми, кто выше всего ставит личное благополучие В этом конфликт семидесятилетнего кровельщика Чмутина с зятем и до черью. Роль Чмутина в спектакле по пьесе А. Галина «Ретро» — одна (из лучших, любимейших работ Сергея Николаевича.
Среди значительных ролей Плотникова последних лет — генерал Федоров («ТАСС уполномочен заявить») (Ю. Семенова), Кочеварин («Ревизия» Б. Рабкина), Сирый («Серебряная свадьба» А. Мишарина), Евсей Мошкин («Дом» Ф. Абрамова).
В сезоне 1983—1984 гг. Плотников выступил как режиссер. Поставленная им комедия А. Н. Островского «Красавец мужчина» — один из лучших спектаклей театра последних лет.
В феврале 1984 года общественность города отметила 75-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности старейшего актера Севера. С. Н. Плотников награжден орденом «Знак Почета», медалями, является председателей Архангельского отделения Всероссийского театрального общества. Все это дань уважения таланту замечательного актера, таланту, который не увядает с годами, а раскрывается новыми интересными гранями.
Е. ОВСЯНКИН